Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, в этот Воскресный день, дорогие братья и сестры, наша соловецкая община, её прихожане и верующие, пребывают в особом состоянии души. Дело в том, что на истекшей неделе, вслед за другими регионами России в Архангельской области главный санитарный врач также издал постановление об обязательной вакцинации ряда категорий граждан. В эти категории попадают учителя школ, работники сферы общественного питания, а следовательно — целый ряд наших прихожан. И, конечно, это постановление никоим образом не отменяет те конституционные и законодательные нормы, которые по своему правовому статусу являются несравнимо более сильными и более весомыми.
Однако вместе с тем наши братья и сестры во Христе испытывают сейчас определённое административное и психологическое давление и в этом состоянии они находятся в храме. И мы, конечно, не можем остаться безучастными. Апостол Павел положил для христианских общин такой закон: «Страдает ли один член — страдают и другие члены». Поэтому мы — вместе с вами, теми, кто переживает поистине целую душевную бурю, поистине внутреннюю сокровенную боль сердца в этих новых обстоятельствах.
До этого времени каждый действительно решал сам, что ему полезней. Многие избрали предлагаемую без исключения всеми правительствами мира медицинскую процедуру. Другие сочли благом для себя отказаться от неё. Но это было действительно делом личного выбора. Сейчас же необходимо вновь совершить этот выбор (для тех, кого это касается). И вновь проверить те основания, на которых нужно принять это важное для себя решение. А какие могут быть основания для христианина, что действительно значимо и существенно для нас? Какие ценности являются поистине теми, на которые христианская совесть может безошибочно опереться и прийти к решению, о котором внутри совести возникнет Глас Божий, действующий миром?
Здоровье — это реальная и великая ценность. Наша жизнь — это Дар Божий. Великое счастье — встречать дни в этом земном саду Божием, становиться делателем в этом винограднике Божием, научиться быть угодными Богу в своем делании и одновременно приготовить себя к трудному экзамену, который нам предстоит при переходе в вечность. Вместе с тем ещё здесь, находясь на Земле, совершая свое спасение, научаясь деланию Божию, мы должны очень ясно отдавать себе отчет, что наша жизнь и наше здоровье — это не наша собственность, это собственность Бога. Мы — лишь распорядители этим чужим достоянием, достоянием Божиим, и мы должны относиться к нему, как поистине к дару. И Господь с нас спросит, как мы хранили этот дар, как мы распорядились им в своей земной жизни. Поэтому, конечно, мы должны хранить свое здоровье. Мы должны заботиться о нем, мы должны избегать болезни.
В этой связи, несомненно, для многих представляется убедительной предложенная нам медицинская процедура, вакцинация, и они её избирают. Дай Бог, чтобы их вера в целительность этих средств оправдалась на деле. Другие имеют совершенно твёрдые законные основания усомниться в её целительности, потому что к этим препаратам действительно есть вопросы. Здесь и незаконченность испытаний, и то, что люди заболевают повторно, причём это случается часто и болеют они тяжело. И побочные явления. Всё это имеет место. Всё это нужно принять во внимание. Поэтому многие, также желая блага своему здоровью и также ответственно относясь к своему здоровью, считают, что пока, по крайней мере, лучше воздержаться от этих средств.
Мы здесь, на Соловках, хорошо знаем, что такое ковид. Переболел весь монастырь, переболели наши прихожане. Мы имеем потери — два брата и двое прихожан. Мы соболезнуем и молимся за тех, кто сейчас болеет. Сейчас тяжко болен многим из нас знакомый наш брат из Валаамского монастыря, архимандрит Мефодий, возлюбленнийший брат, если говорить его же языком. Поэтому прошу всех вас вознести молитву о его здравии.
Вместе с тем, мы находимся в храме Божием не только для того, чтобы размышлять и печься о нашем здоровье. Есть нечто гораздо более важное для христианина. Это Сам Христос. Быть со Христом, быть во Христе — эта ценность гораздо, несравненно важнее самой ценности жизни.
И вот в этом ракурсе, уже не медицинском, а религиозном, на что не может не обратить внимание всякий, кто принимает решение в связи с этим вопросом? Совершенно официальная информация: вакцина — это генно-инженерный, высокотехнологичный продукт. В нём содержатся клетки, в нём содержатся белки матричной РНК — мРНК. Эти агенты встраиваются в геном человека, изменяют его, модифицируют его, редактируют его. Христианин, ответственно относящийся к своему спасению, должен остановиться уже на этом моменте.
Что такое генно-модифицированный продукт, мы все хорошо знаем. Если это помидор, например, то он имеет лишь внешнее сходство с тем плодом, который выращен на нашей грядке. А что такое генетически модифицированный человек, или, если угодно, человек с генетически отредактированным геномом? В какой степени образ Божий остался в нём неповрежденным? И кто может гарантировать, что это вмешательство не повлекло за собой необратимых повреждений в нашем образе Божием?
Также достоверно, точно и официально известно, что в вакцине присутствуют наночастицы металлов, что эти частицы обладают целым рядом свойств парамагнетизма, в частности, что есть технология воздействия через них на нервную систему человека. Это открытые патенты, это совершенно достоверная информация. И все они встраиваются в контур цифрового управления. В связи с этим возникает вопрос: а действительно ли человек, который имеет и испытал на себе эти вмешательства, остался автономной и суверенной личностью? Или центр управления нашим поведением перемещен куда-то вовне?
Но для нашего спасения совершенно, абсолютно необходимо оставаться человеком по образу и подобию Божию.
Если в человеческой природе совершены такие изменения, то Христос, Который пришел спасти человека согрешившего, но не утратившего образ Божий, найдёт ли Он этот образ в нас, если мы подверглись вмешательству падшего человека, по его падшему же разуму, в эти сокровенные глубины человеческой природы? Найдет ли Он в нас ту овцу, ради которой Он, Пастырь, оставил 99 овец в горах и пришёл, чтобы найти, обрести одну заблудившуюся овцу, человеческий род, и возьмёт ли Он её на Свои руки?
А что, если от решения этого вопроса зависит вся наша вечная участь: будем ли мы Христовы? Будет ли вся наша вечность проходить в свете Пресвятой Троицы, или мы разделим адские места, уготованные диаволу и аггелам его? «Лучше принять на себя удар тысячи молний нежели видеть, как кроткое лицо Господа отвращается от нас и как ясный лик, око Его не хочет взирать на нас». Так однажды сказал свт. Иоанн Златоуст. Вот в этом и заключается наш страх. Это страх Божий, боязнь оскорбить Небесного Отца, любящего нас Бога. И этот страх изгоняет из христианского сердца все остальные страхи. Именно поэтому христианская цивилизация провела красные черты, за которые ни в коем случае нельзя переходить, вмешиваясь в сокровенные тайны этого мира, в тайное Божие. Дух этого христианского благоговения к человеческой личности, к образу Божию в нас, пронизывает буквально все нормы права. Права с большой буквы, а не того беззакония, которое рядится в законы, часто принимаемые в наше время. Может быть для кого-то эти доводы покажутся несущественными. Если, например, человек верит, что он произошел от обезьяны, ему покажется даже почётным научиться вмешиваться в эти глубины человеческой природы. Стать, так сказать, мощным действующим фактором дальнейшей эволюции человеческого рода. А тем более тем, кто враждует с Богом. Но это их выбор. Может быть, кто-то из вас, принимая решение, сочтёт, что это не важно, дорогие братья и сестры, но моя задача и забота сейчас, как главы Соловецкий общины, заключается в том, чтобы ваш выбор был действительно всесторонне информированным в этом вопросе. А, во-вторых, чтобы он действительно был выбором вашей свободной, внутренне свободной совести.
Помолимся сейчас преподобному Сергию, святым преподобномученицам, великой княгине Елисавете и инокине Варваре, нашим Царственным Страстотерпцам, память которых мы совершали вчера и совершаем сегодня. Всем русским святым. Всем вселенским святым, этому величественному духовному Небу. Этому необозримому сонму просиявших святых, пребывающих сейчас перед Престолом Божиим, нашим молитвенникам, нашим небесным ходатаям и заступникам. Чтобы Господь по их молитвам укрепил нас в развертывающейся духовной брани. Аминь.
18.07.2021, Неделя 4-я по Пятидесятнице,
праздник обретения честных мощей
преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Трость Скорописца